mzpotok-logo-transparent.png
+7 (495) 651-61-33
EnglishFrenchGermanItalianPortugueseRussianSpanish

По законам РФ. Подготовка и использование навоза


24.12.2021

В соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Статья 51) сброс отходов на почву запрещен. И для возможности внесения навоза на поля необходимо его подготовить к использованию и документально оформить как продукт (удобрение органическое). Для этого нужно разработать следующие документы - Технические условия (ТУ) на удобрение органическое, Технологический регламент (ТР) производства удобрений.

В настоящее время деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с ФЗ № 99 от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» относится к лицензируемым видам деятельности. До этого закона деятельность по работе с опасными отходами также подлежала лицензированию в соответствии с Постановлениями Правительства РФ. В некоторых субъектах Российской Федерации от животноводческих предприятий и в те годы требовали получение лицензий по работе с навозом, например, в Кабардино-Балкарской Республике, Рязанской области. И для получения лицензии требовался «Технологический регламент использования навоза». В данных технологических регламентах использования навоза в качестве органических удобрений на сельскохозяйственных землях кроме правил внесения на поля прописывались и ветеринарно-санитарные требования по его подготовке к использованию. В этом случае в соответствии с Постановлением Правительства при фактическом использовании (утилизации) в соответствии с технологическим регламентом норматив платы устанавливался с использованием коэффициента 0, т.е. плата не взималась.

В настоящее время порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду отражён в Статье 16.3. ФЗ "Об охране окружающей среды" и есть аналогичное положение с коэффициентом 0 и технологическим регламентом, но слово использование заменено на утилизацию. И термин утилизация стал трактоваться как переработка и регламент по данному закону получается требуется только на производство органического удобрения, а не на использование.   

Министерство природных ресурсов и экологии РФ выпустило два письма по вопросам лицензирования при обращении с отходами животноводства: первое от 5 мая 2016 года и второе от 19 июня 2020 г. 

В обеих редакциях разъяснений говорится о необходимости разработки ТУ на удобрение органическое и Технологического регламента по производству удобрений, отражении навоза в хозяйственном, бухгалтерском учете в виде продукции. И в этом случае, появляется возможность исключения оформления лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами.  

В разъяснении 2016 года разрешается при соблюдении оформления всей документации разработку проектов нормативов образования и лимитов на их размещение (ПНООЛР) по навозу не производить. Но тут следует отметить, что любое животноводческое предприятие все равно разрабатывает ПНООЛР, ведь навоз только составляющая списка отходов. И пока законодательно навоз не исключен из отходов III и IV классов в ПНООЛР есть вариант указывать образование отхода – навоза свежего, а потом его переработку (утилизацию) в органическое удобрение. На разных предприятиях в разных субъектах РФ встречаются варианты и с включением навоза как отхода в ПНООЛР и нет. Целесообразно все эти вопросы согласовывать с местными надзорными органами.

Неправильное оформление документов по отходам в ООО «Гвардия» привело к предъявлению многомиллиардной платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за ряд лет. Росприроднадзор «обнаружил» у них навоз свиней – неучтенный отход III класса. Тут следует отметить, что плата за НВОС если ее отнести к навозу как к отходу, имеет огромнейшие размеры, ведь объемы навоза на животноводческих предприятиях исчисляются тысячами тонн (отходы III класса считаются с точностью до килограмма). Базовая ставка составляет для отходов III класса опасности 1327 руб., IV класса опасности 663,2 руб. за 1 тонну, а в 2022 году планируется применить повышающий коэффициент 1,17.

12.jpg

Не во всех субъектах Российской Федерации согласны с тем, что при работе с навозом не нужны лицензии даже при наличии всей документации (ТУ и ТР). Так, в Рязанской области по-прежнему требуют от животноводческих предприятий лицензии по обращению с опасными отходами, ссылаясь на закон о лицензировании. И в этом случае регламент по производству органических удобрений на основе навоза для получения лицензии также необходим.

Не совсем понятно, почему «как победа» был встречен Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 221-ФЗ. Если рассмотреть изменение формулировки пункта закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", то абсолютно ничего не поменялось – агрохимиками по-прежнему остались органические удобрения, а перестали быть агрохимиками только отходы животноводства. Отходы и не могли быть никогда агрохимикатами - ведь отходы нельзя подавать на почву, (Ст. 51 N7-ФЗ.). Все это по букве закона можно трактовать и так, что из отхода получают органические удобрения, которые по-прежнему являются агрохимикатами.

Регламент применения удобрений пока требуется только по закону "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". И если с марта 2022 года навоз перестанет быть агрохимикатом, то получится, что этот регламент по закону станет ненужным. Регламент применения органических удобрений необходим, ведь экологическую безопасность использования навоза обеспечивает именно его внесение на поля допустимыми нормами в рекомендуемые сроки. Для этого нужны площади сельскохозяйственных земель, техника для транспортирования и внесения, организация контроля технологических процессов и окружающей среды. И если не будет обеспечен этот завершающий процесс с учетом экологических требований, то и самое прекрасное удобрение приведет к плачевным последствиям.

В соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством для каждого животноводческого предприятии должны быть разработаны нормативно-технические документы на продукцию в соответствии с государственными и отраслевыми стандартами, санитарно-гигиеническими нормами и правилами, природоохранными требованиями, нормативами технического регулирования:

·        Технические условия на удобрение органическое на основе навоза КРС (свиней);

·        Технологический регламент производства удобрения органического на основе навоза КРС (свиней);

·        Экспертное заключение на продукцию «Удобрение органическое на основе навоза КРС (свиней)»;

·        Технологический регламент применения органического удобрения на сельскохозяйственных землях.

Следует отметить, что для получения Экспертного заключения кроме результатов исследований продукции по требуемым показателем должны быть представлены вышеуказанные ТУ и ТР на производство продукции.

При наличии сепарации образуются жидкая и твердая фракции навоза и соответственно получаются два вида органических удобрений – жидкое и твердое. В ТУ, ТР и Экспертном заключении должны быть данные по этим двум видам удобрений.

В нашей стране на органические удобрения разработан ГОСТ Р 53117-2008. «Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия», но предприятия на его основе разрабатывают ТУ для условий своего объекта.

ТР отражают не просто требования к подготовке и использованию навоза на сельскохозяйственных землях, а конкретные условия хозяйства: объемы органических удобрений, условия их обработки и хранения, площади внесения удобрений, применяемые технологии и технические средства, организацию производственного контроля и техники безопасности.

Разработка ТУ и ТР должна осуществляться квалифицированными специалистами, владеющими знаниями по технологиям работы с навозом, сельскохозяйственного производства, контролирующими изменения законодательства (в последнее время часто меняющегося). У МЗ ПОТОК есть большой опыт разработки технологических регламентов – наши сотрудники разработали более 40 технологических регламентов использования навоза в качестве органических удобрений. Кроме того, наше предприятие сотрудничает, в том числе и при разработке данных документов, с ведущими сотрудниками научно-исследовательских институтов, занимающихся органическими удобрениями.


10.jpg